В последнее десятилетие в мире существенно возрос интерес к Арктике. Значительно увеличились объемы исследовательской деятельности, реализуется ряд крупных экономических проектов в данном регионе. Во-первых, такое внимание к Арктике обусловлено тем, что мировое сообщество остро осознает и ощущает грядущий дефицит природных ресурсов, в связи с чем ищутся новые пути для расширения ресурсных возможностей. Также нельзя отрицать роль глобального потепления, которое открывает новые перспективы для транспортной деятельности в Арктике.
Освоение Арктической зоны РФ является на сегодняшний день одной из ключевых государственных задач. Потенциал Северного морского пути (СМП) позволяет превратить его в перспективе в один из крупнейших международных транспортных коридоров.
Во втором выпуске альманаха, приуроченного к 120-летию МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II) «Транспорт и логистика в Арктике» последовательно рассмотрены основные проблемы комплексного подхода к созданию национального мультимодального транспортного коридора, ориентированного на круглогодичное функционирование, включающего Северный морской путь, и тяготеющие к нему широтные и меридиональные речные, автомобильные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть.
Рассмотрены вопросы создания единого органа управления – транспортного оператора, построения транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны, конкретные проекты, такие как Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, Белкомур, открытие Арктической контейнерной линии Мурманск – Петропавловск – Мурманск и др.
Каждый раздел представлен признанными специалистами в своей области. Несомненным достоинством альманаха является системный подход к теме, который заключается в том, что при рассмотрении проблем развития транспортной инфраструктуры подробно обсуждаются вопросы международного сотрудничества, связи, навигации, гидрометеорологического обеспечения, транспортной и экологической безопасности, образования.
«Регулярное издание альманаха важно при реализации национальной программы освоения арктических территорий России и обеспечения регулярного сообщения по Северного морского пути»- подчеркнул Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации В.А.Штыров.