Просмотры: 1364
20.11.2015
В Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова продолжаются исследования, направленные на разработку технологий использования на летательных аппаратах нетрадиционных авиатоплив, в том числе получаемых из попутного нефтяного газа. Ученые ЦИАМ с коллегами из ЦАГИ в рамках совместного проекта исследуют перспективы применения газотопливных технологий в авиации, разрабатывают концепцию двухтопливного летательного аппарата–демонстратора, работающего как на сжиженном газе, так и на традиционном авиатопливе.
Очередной этап работ обсудили в рамках рабочего совещания, в котором приняли участие руководство и специалисты ЦИАМ, представители Министерства промышленности и торговли России, ОДК, ФГУП «ЦАГИ» и др. Специалисты ЦИАМ продемонстрировали участникам переговоров возможности авиационного поршневого двигателя-демонстратора на экспериментальном образце авиационного сконденсированного топлива (АСКТ).
В сфере использования углеводородных газов в качестве альтернативы традиционному авиационному топливу – керосину и авиационному бензину российская авиационная наука имеет значительные компетенции. Более 20 лет назад ЦИАМ, ЦАГИ, ГосНИИ ГА и НИПИгазпереработка предложили для авиационной техники топливо пропан-бутанового ряда, превосходящее по некоторым показателям авиакеросин: оно дешевле, экологически чище, менее агрессивно по отношению к конструкционным и уплотнительным материалам.
По расчетам экспертов в регионах с развитым нефтегазовым промыслом, и особенно в районах Крайнего Севера, перевод региональной авиации на газомоторное топливо позволит уменьшить расход топлива на 5%, увеличить ресурс двигателя на 20-30%, на 20-40% снизить себестоимость 1 часа работы воздушного судна, а также уменьшить загрязнение атмосферы вредными выбросами двигателя.
Россия, по сравнению с зарубежными странами, имеет опережающий научно-технический задел в области использования метана в качестве авиационного топлива. Еще в 1989 году в России был осуществлен первый в мире полет самолета Ту-155 с двигателем НК-88, использующим в качестве топлива сжиженный природный газ.
Об основных результатах исследовательских работ по перспективам применения газотопливных технологий в авиации на современном этапе развития авиации рассказал начальник отдела «Специальные авиационные двигатели и химмотология» ЦИАМ Леонид Яновский. В своем выступлении он отметил: «АСКТ в точке производства может быть до 10 раз дешевле по сравнению с керосином. К тому же его использование не требует дополнительных переделок существующей или перспективной авиационной техники».
Итоги совещания подвел научный руководитель – заместитель генерального директора ЦИАМ Александр Ланшин: «Использование АСКТ – это мост для освоения Севера и Сибири. Сегодня весь вопрос по применению АСКТ в регионах России заключается в отсутствии реального заказчика и необходимости обозначения объемов рынка. По технической части все задачи решаемы».
ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
В сфере использования углеводородных газов в качестве альтернативы традиционному авиационному топливу – керосину и авиационному бензину российская авиационная наука имеет значительные компетенции. Более 20 лет назад ЦИАМ, ЦАГИ, ГосНИИ ГА и НИПИгазпереработка предложили для авиационной техники топливо пропан-бутанового ряда, превосходящее по некоторым показателям авиакеросин: оно дешевле, экологически чище, менее агрессивно по отношению к конструкционным и уплотнительным материалам.
По расчетам экспертов в регионах с развитым нефтегазовым промыслом, и особенно в районах Крайнего Севера, перевод региональной авиации на газомоторное топливо позволит уменьшить расход топлива на 5%, увеличить ресурс двигателя на 20-30%, на 20-40% снизить себестоимость 1 часа работы воздушного судна, а также уменьшить загрязнение атмосферы вредными выбросами двигателя.
Россия, по сравнению с зарубежными странами, имеет опережающий научно-технический задел в области использования метана в качестве авиационного топлива. Еще в 1989 году в России был осуществлен первый в мире полет самолета Ту-155 с двигателем НК-88, использующим в качестве топлива сжиженный природный газ.
Об основных результатах исследовательских работ по перспективам применения газотопливных технологий в авиации на современном этапе развития авиации рассказал начальник отдела «Специальные авиационные двигатели и химмотология» ЦИАМ Леонид Яновский. В своем выступлении он отметил: «АСКТ в точке производства может быть до 10 раз дешевле по сравнению с керосином. К тому же его использование не требует дополнительных переделок существующей или перспективной авиационной техники».
Итоги совещания подвел научный руководитель – заместитель генерального директора ЦИАМ Александр Ланшин: «Использование АСКТ – это мост для освоения Севера и Сибири. Сегодня весь вопрос по применению АСКТ в регионах России заключается в отсутствии реального заказчика и необходимости обозначения объемов рынка. По технической части все задачи решаемы».
ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Комментарии читателей