Просмотры: 1490
22.07.2015
Сегодня исполнилось 120 лет со дня рождения конструктора
Павел Осипович Сухой – один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации – был не только талантливым инженером, но и выдающимся организатором. Созданное им конструкторское бюро продолжает эффективно работать по сей день, развивая идеи своего основателя и подтверждая верность принципов его научной школы. В КБ Сухого было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в отечественном и мировом авиастроении.
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом белорусском селе. Уже в детстве он проявлял незаурядные способности к точным наукам, в особенности – к математике и физике, за что по окончании Гомельской мужской гимназии даже получил серебряную медаль. В аттестате у него было десять отличных оценок и всего две «четверки» – по немецкому и латыни. Однако впоследствии он свободно читал авиационную техническую литературу не только на немецком, но и на английском, французском, итальянском и других европейских языках.
С удивительным упорством Павел Осипович добивался получения лучшего образования из возможных: сначала в Московском университете, куда поступил в 1914-м, а затем в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МВТУ, а ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Из-за Первой мировой войны, а затем революции ему пришлось прервать обучение. Но в 1920-е он вернулся в училище и в 1925-м получил-таки диплом инженера.
Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Именно он разглядел в молодом инженере талант авиаконструктора и пригласил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в Москве. Первым проектом, к которому привлекли Сухого, был истребитель АНТ-5 (И-4). Следующим – цельнометаллический И-14.
В 1932-м Павел Сухой впервые стал руководителем – по проектированию самолета АНТ-25, на котором через два года был установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту (отсюда и его второе краткое наименование – РД, «рекорд дальности»). А в 1937-м на нем же экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.
Осенью 1934 года ОКБ А. Туполева получило задание на постройку дальнего бомбардировщика АНТ-37 (ДБ-2). В соответствии с требованиями военных, самолет должен был иметь дальность не менее 3000 км и развивать максимальную скорость не менее 350 км/ч. Руководителем назначили Сухого, уже имеющего опыт разработки самолетов АНТ-25 и АНТ-36. В 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина» экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил еще один рекордный перелет на дальность.
В конце 1930-х Павел Осипович победил в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика «Иванов». Благодаря этой победе, появилась возможность организовать отдельное, самостоятельное конструкторское бюро. Оно открылось 5 марта 1940 года.
Работа над «Ивановым» закончилась созданием первого самолета марки «Су» – боевого многоцелевого «ближнего бомбардировщика» Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Более 900 самолетов Су-2 героически сражались в годы Великой Отечественной войны в Бессарабии, Белоруссии, защищали небо Сталинграда.
В военные годы Павел Осипович Сухой продолжал создавать все более совершенные боевые машины. В 1943-м за разработку штурмовика Су-6 его наградили Сталинской премией I степени.
После появления в 1945 году опытного Су-9 в авиации началась эра реактивных самолетов. Именно здесь Павел Осипович смог проявить свой талант в полную силу. Всего за четыре года были созданы Су-11, Су-15, Су-17. Многие разработки Сухого и его КБ можно было помечать биркой «сделано впервые»: убирающееся в полете шасси, гладкая металлическая обшивка, топливные баки-отсеки крыла, катапультируемое кресло летчика, система спасения экипажа в отделяемой кабине, бустер в системе управления, тормозной парашют.
Однако в 1949 году, по решению правительства, конструкторское бюро Сухого расформировали. Павел Осипович стал заместителем Андрея Туполева и под его руководством работал над модификацией Ту-2 – самолетом УТБ.
Вновь главой КБ Сухой стал лишь в мае 1953 года. Его коллективу было поручено изучение трофейного американского истребителя «Сейбр». Отдельные результаты этого исследования были творчески использованы конструктором в дальнейшей работе. А в октябре 1953 года Павел Сухой возглавил производственный коллектив завода № 51. Здесь в кратчайшие сроки им были созданы выдающиеся по своим характеристикам самолеты, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике.
Первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого стал реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7, поднявшийся в небо в 1955-м, а в серийное производство попавший в 1958-м. На долгие годы он стал одним из самых известных отечественных военных летательных аппаратов, был принят на вооружение, помимо СССР, девятью странами мира на разных континентах.
Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине 1960-х годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности. Угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата стало возможно поменять прямо во время полета, что позволило значительно увеличить эффективность летательного аппарата.
В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24 – всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, который эксплуатируется до сих пор.
А высокоманевренный истребитель Су-27 (впервые взлетевший в 1977-м) признан одним из лучших боевых самолетов, произведенных в Советском Союзе. Он имеет отличные летные и боевые характеристики и превосходит ближайшего «конкурента» МиГ-29 по дальности полета и возможной нагрузке. Су-27 регулярно используется для создания новых авиационных рекордов и демонстрации фигур высшего пилотажа. Это главный самолет группы «Русские витязи».
В течение 22 лет КБ Сухого успешно конкурировало с лучшими отечественными и зарубежными самолетостроительными фирмами. В сентябре 1975 года на 81 году жизни Павел Осипович скончался. Но он смог обеспечить стабильную деятельность и творческое развитие коллектива и в дальнейшем, после ухода. В своем КБ Сухой создал подлинно новаторскую научную школу проектирования авиационной техники. По воспоминаниям современников, Павла Осиповича отличала особая инженерная интуиция и большая творческая смелость: «езда в незнаемое», как он сам характеризовал свой стиль работы. Коллег он призывал к тому же: не бояться экспериментов, выбирать нестандартные пути к решению технических задач.
Коллектив ОКБ Сухого разработал более 100 типов самолетов и их модификаций, около 50 из них выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолетов превышает 11 тысяч единиц. Более 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах марки «Су» установлено свыше 50 мировых рекордов.
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом белорусском селе. Уже в детстве он проявлял незаурядные способности к точным наукам, в особенности – к математике и физике, за что по окончании Гомельской мужской гимназии даже получил серебряную медаль. В аттестате у него было десять отличных оценок и всего две «четверки» – по немецкому и латыни. Однако впоследствии он свободно читал авиационную техническую литературу не только на немецком, но и на английском, французском, итальянском и других европейских языках.
С удивительным упорством Павел Осипович добивался получения лучшего образования из возможных: сначала в Московском университете, куда поступил в 1914-м, а затем в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МВТУ, а ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Из-за Первой мировой войны, а затем революции ему пришлось прервать обучение. Но в 1920-е он вернулся в училище и в 1925-м получил-таки диплом инженера.
Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Именно он разглядел в молодом инженере талант авиаконструктора и пригласил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в Москве. Первым проектом, к которому привлекли Сухого, был истребитель АНТ-5 (И-4). Следующим – цельнометаллический И-14.
В 1932-м Павел Сухой впервые стал руководителем – по проектированию самолета АНТ-25, на котором через два года был установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту (отсюда и его второе краткое наименование – РД, «рекорд дальности»). А в 1937-м на нем же экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.
Осенью 1934 года ОКБ А. Туполева получило задание на постройку дальнего бомбардировщика АНТ-37 (ДБ-2). В соответствии с требованиями военных, самолет должен был иметь дальность не менее 3000 км и развивать максимальную скорость не менее 350 км/ч. Руководителем назначили Сухого, уже имеющего опыт разработки самолетов АНТ-25 и АНТ-36. В 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина» экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил еще один рекордный перелет на дальность.
В конце 1930-х Павел Осипович победил в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика «Иванов». Благодаря этой победе, появилась возможность организовать отдельное, самостоятельное конструкторское бюро. Оно открылось 5 марта 1940 года.
Работа над «Ивановым» закончилась созданием первого самолета марки «Су» – боевого многоцелевого «ближнего бомбардировщика» Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Более 900 самолетов Су-2 героически сражались в годы Великой Отечественной войны в Бессарабии, Белоруссии, защищали небо Сталинграда.
В военные годы Павел Осипович Сухой продолжал создавать все более совершенные боевые машины. В 1943-м за разработку штурмовика Су-6 его наградили Сталинской премией I степени.
После появления в 1945 году опытного Су-9 в авиации началась эра реактивных самолетов. Именно здесь Павел Осипович смог проявить свой талант в полную силу. Всего за четыре года были созданы Су-11, Су-15, Су-17. Многие разработки Сухого и его КБ можно было помечать биркой «сделано впервые»: убирающееся в полете шасси, гладкая металлическая обшивка, топливные баки-отсеки крыла, катапультируемое кресло летчика, система спасения экипажа в отделяемой кабине, бустер в системе управления, тормозной парашют.
Однако в 1949 году, по решению правительства, конструкторское бюро Сухого расформировали. Павел Осипович стал заместителем Андрея Туполева и под его руководством работал над модификацией Ту-2 – самолетом УТБ.
Вновь главой КБ Сухой стал лишь в мае 1953 года. Его коллективу было поручено изучение трофейного американского истребителя «Сейбр». Отдельные результаты этого исследования были творчески использованы конструктором в дальнейшей работе. А в октябре 1953 года Павел Сухой возглавил производственный коллектив завода № 51. Здесь в кратчайшие сроки им были созданы выдающиеся по своим характеристикам самолеты, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике.
Первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого стал реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7, поднявшийся в небо в 1955-м, а в серийное производство попавший в 1958-м. На долгие годы он стал одним из самых известных отечественных военных летательных аппаратов, был принят на вооружение, помимо СССР, девятью странами мира на разных континентах.
Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине 1960-х годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности. Угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата стало возможно поменять прямо во время полета, что позволило значительно увеличить эффективность летательного аппарата.
В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24 – всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, который эксплуатируется до сих пор.
А высокоманевренный истребитель Су-27 (впервые взлетевший в 1977-м) признан одним из лучших боевых самолетов, произведенных в Советском Союзе. Он имеет отличные летные и боевые характеристики и превосходит ближайшего «конкурента» МиГ-29 по дальности полета и возможной нагрузке. Су-27 регулярно используется для создания новых авиационных рекордов и демонстрации фигур высшего пилотажа. Это главный самолет группы «Русские витязи».
В течение 22 лет КБ Сухого успешно конкурировало с лучшими отечественными и зарубежными самолетостроительными фирмами. В сентябре 1975 года на 81 году жизни Павел Осипович скончался. Но он смог обеспечить стабильную деятельность и творческое развитие коллектива и в дальнейшем, после ухода. В своем КБ Сухой создал подлинно новаторскую научную школу проектирования авиационной техники. По воспоминаниям современников, Павла Осиповича отличала особая инженерная интуиция и большая творческая смелость: «езда в незнаемое», как он сам характеризовал свой стиль работы. Коллег он призывал к тому же: не бояться экспериментов, выбирать нестандартные пути к решению технических задач.
Коллектив ОКБ Сухого разработал более 100 типов самолетов и их модификаций, около 50 из них выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолетов превышает 11 тысяч единиц. Более 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах марки «Су» установлено свыше 50 мировых рекордов.
Источник: сайт Ростех
Комментарии читателей