Просмотры: 1640
10.06.2015
Со дня рождения выдающегося авиаконструктора исполнилось 123 года
На этой неделе исполнилось 123 года со дня рождения авиаконструктора Николая Поликарпова. Именно им был создан легендарный По-2, который считается самым массовым бипланом в истории мировой авиации. Поликарпова можно смело назвать родоначальником советской истребительной авиации – все последующие конструкторы, вплоть до появления реактивной авиации, использовали созданный им задел. Выдающийся авиаконструктор также основал и возглавил завод №51, ставший впоследствии ОКБ Сухого.
От «врага народа» до «короля истребителей»
Николай Николаевич Поликарпов родился 8 июня 1892 года в селе Георгиевском Орловской губернии. Его отец и дед были священнослужителями. Продолжая семейную традицию, Николай поступил в духовное училище. Однако, по его окончании, не стал продолжать обучение в семинарии, а, вопреки воле отца, подал документы на механическое отделение Петербургского политехнического института. Здесь он и увлекся авиацией.
По окончании института Поликарпов устроился на работу в авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода. Его непосредственным руководителем был сам Игорь Сикорский. Под началом этого выдающегося авиаконструктора Поликарпов участвовал в создании легендарного самолета «Илья Муромец».
В 1918 году, из-за преследований со стороны большевиков, Сикорский эмигрировал. По свидетельствам биографов, он предлагал Поликарпову бежать вместе, но последний отказался. Через несколько лет, в 1929-м, Поликарпова арестовали, обвинили в «контрреволюционной вредительской деятельности» и приговорили к смертной казни.
Два месяца авиаконструктор ждал исполнения приговора в камере. Затем его перевели в «шарашку» – закрытое конструкторское бюро, организованное непосредственно в Бутырской тюрьме, и предложили «загладить вину» ударным трудом на благо родины. Здесь, в тюрьме, вместе с конструктором Дмитрием Григоровичем и целым рядом других «вредителей», они создали, например, самолет И-5, который стал основным истребителем ВВС Красной армии и использовался вплоть до 1943 года.
Смертный приговор Поликарпову оставался в силе два года. Только в 1931-м его заменили на 10 лет лагерей, а после резолюции Сталина, одобрившего И-5, сделали наказание условным. Дело в отношении Николая Поликарпова было прекращено только в 1956 году – через 12 лет после смерти конструктора.
Удивительно, но в подобной обстановке Поликарпову удавалось не просто работать, но и создавать лучшие для своего времени машины. Всего за двадцать с небольшим лет конструктор разработал почти полсотни надежных истребителей, мощных бомбардировщиков и торпедоносцев. Благодаря этим самолетам, конструктор навсегда вошел в историю авиации.
Летающая парта У-2
До войны самолетам давали буквенные обозначения, соответствующие их назначению: учебный – значит У, разведчик – Р, тяжелый бомбардировщик – ТБ, истребитель – И. В 20-е годы Поликарпов создал первый отечественный истребитель И-1, разведчик Р-1, участвовавший в спасении челюскинцев, истребитель И-3, разведчик Р-5 и, конечно, знаменитый У-2 (переименованный впоследствии в По-2).
Этот учебный самолет, появившийся в 1928 году, стал самым знаменитым шедевром Поликарпова. Биплан получился достаточно легким (660 кг) и дешевым в производстве. Скоростными качествами он не отличался (максимум – 150 км/ч), но про его устойчивость ходили легенды. Например, такая: однажды, чтобы пролететь между двумя близко стоящими березами, Валерий Чкалов развернул У-2 почти на 90 градусов.
У-2 стал одним из самых массовых самолетов мира: его выпустили в количестве около 35 тысяч экземпляров. Во время войны он использовался в качестве и штурмовика, и санитарного самолета, и ночного бомбардировщика. «Швейные машинки» – так называли немцы эти самолеты, бомбившие их подразделения в ночное время. Один У-2 за ночь мог совершить несколько боевых вылетов, а учитывая максимальную бомбовую нагрузку в 100-350 кг, самолет мог сбросить боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик.
Именно на бипланах Поликарпова воевал знаменитый 46-й Гвардейский Таманский авиационный полк. Подразделение ночных бомбардировщиков было полностью укомплектовано девушками. Четыре эскадрильи из 80 летчиц, 23 из которых получили звания Героя Советского Союза. За храбрость и авиационное мастерство немцы прозвали девушек Nachthexen – «ночные ведьмы».
Всего за годы Великой Отечественной было изготовлено 11 тысяч бипланов У-2. Выпускались они на авиазаводе №387 в Казани. Кабины к самолетам У-2 и авиалыжи к ним производились серийно и на заводе в Рязани. Сегодня это Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ), входящий в КРЭТ.
Истребители, опередившие свое время
Под руководством Поликарпова были также разработаны самолеты ИТП, ТИС, боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ, а также лучшие опытные истребители Второй мировой войны – И-180 и И-185.
И это при том, что в распоряжении авиаконструктора был лишь старый ангар на окраине Ходынки, именуемый на бумаге «государственным заводом №51». На этом, фактически пустом, месте Поликарпов сумел создать полноценное конструкторское бюро, ставшее впоследствии опытным заводом им. П.О. Сухого.
Последний проект Поликарпова – истребитель И-185 – по сумме характеристик превосходил все серийные советские и иностранные поршневые самолеты тех лет. Его испытания показали, что И-185 был самым быстрым и энерговооруженным, скороподъемным и устойчивым, маневренным и вооруженным, высотным и высокотехнологичным, удобным в производстве и ремонте.
Однако в серию пошли совсем другие машины. Поликарпову же в продвижении его самолета активно противодействовали. В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А Поликарпову, в качестве утешения, дали за И-185 вторую Сталинскую премию. Несправедливость и переживания спровоцировали возникновение онкологического заболевания. Спустя всего год, 30 июля 1944 года, Николай Николаевич, который никогда не курил, не употреблял алкоголя и был очень спортивным человеком, умер от рака желудка. До самых последних дней он продолжал руководить КБ. Зная о скором конце, просил и после его ухода сохранить коллектив, дать конструкторам закончить начатые разработки.
Впоследствии ОКБ-51, которое возглавлял Поликарпов, было определено как база для ОКБ Сухого, которое располагается на ней до сих пор.
От «врага народа» до «короля истребителей»
Николай Николаевич Поликарпов родился 8 июня 1892 года в селе Георгиевском Орловской губернии. Его отец и дед были священнослужителями. Продолжая семейную традицию, Николай поступил в духовное училище. Однако, по его окончании, не стал продолжать обучение в семинарии, а, вопреки воле отца, подал документы на механическое отделение Петербургского политехнического института. Здесь он и увлекся авиацией.
По окончании института Поликарпов устроился на работу в авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода. Его непосредственным руководителем был сам Игорь Сикорский. Под началом этого выдающегося авиаконструктора Поликарпов участвовал в создании легендарного самолета «Илья Муромец».
В 1918 году, из-за преследований со стороны большевиков, Сикорский эмигрировал. По свидетельствам биографов, он предлагал Поликарпову бежать вместе, но последний отказался. Через несколько лет, в 1929-м, Поликарпова арестовали, обвинили в «контрреволюционной вредительской деятельности» и приговорили к смертной казни.
Два месяца авиаконструктор ждал исполнения приговора в камере. Затем его перевели в «шарашку» – закрытое конструкторское бюро, организованное непосредственно в Бутырской тюрьме, и предложили «загладить вину» ударным трудом на благо родины. Здесь, в тюрьме, вместе с конструктором Дмитрием Григоровичем и целым рядом других «вредителей», они создали, например, самолет И-5, который стал основным истребителем ВВС Красной армии и использовался вплоть до 1943 года.
Смертный приговор Поликарпову оставался в силе два года. Только в 1931-м его заменили на 10 лет лагерей, а после резолюции Сталина, одобрившего И-5, сделали наказание условным. Дело в отношении Николая Поликарпова было прекращено только в 1956 году – через 12 лет после смерти конструктора.
Удивительно, но в подобной обстановке Поликарпову удавалось не просто работать, но и создавать лучшие для своего времени машины. Всего за двадцать с небольшим лет конструктор разработал почти полсотни надежных истребителей, мощных бомбардировщиков и торпедоносцев. Благодаря этим самолетам, конструктор навсегда вошел в историю авиации.
Летающая парта У-2
До войны самолетам давали буквенные обозначения, соответствующие их назначению: учебный – значит У, разведчик – Р, тяжелый бомбардировщик – ТБ, истребитель – И. В 20-е годы Поликарпов создал первый отечественный истребитель И-1, разведчик Р-1, участвовавший в спасении челюскинцев, истребитель И-3, разведчик Р-5 и, конечно, знаменитый У-2 (переименованный впоследствии в По-2).
Этот учебный самолет, появившийся в 1928 году, стал самым знаменитым шедевром Поликарпова. Биплан получился достаточно легким (660 кг) и дешевым в производстве. Скоростными качествами он не отличался (максимум – 150 км/ч), но про его устойчивость ходили легенды. Например, такая: однажды, чтобы пролететь между двумя близко стоящими березами, Валерий Чкалов развернул У-2 почти на 90 градусов.
У-2 стал одним из самых массовых самолетов мира: его выпустили в количестве около 35 тысяч экземпляров. Во время войны он использовался в качестве и штурмовика, и санитарного самолета, и ночного бомбардировщика. «Швейные машинки» – так называли немцы эти самолеты, бомбившие их подразделения в ночное время. Один У-2 за ночь мог совершить несколько боевых вылетов, а учитывая максимальную бомбовую нагрузку в 100-350 кг, самолет мог сбросить боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик.
Именно на бипланах Поликарпова воевал знаменитый 46-й Гвардейский Таманский авиационный полк. Подразделение ночных бомбардировщиков было полностью укомплектовано девушками. Четыре эскадрильи из 80 летчиц, 23 из которых получили звания Героя Советского Союза. За храбрость и авиационное мастерство немцы прозвали девушек Nachthexen – «ночные ведьмы».
Всего за годы Великой Отечественной было изготовлено 11 тысяч бипланов У-2. Выпускались они на авиазаводе №387 в Казани. Кабины к самолетам У-2 и авиалыжи к ним производились серийно и на заводе в Рязани. Сегодня это Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ), входящий в КРЭТ.
Истребители, опередившие свое время
Под руководством Поликарпова были также разработаны самолеты ИТП, ТИС, боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ, а также лучшие опытные истребители Второй мировой войны – И-180 и И-185.
И это при том, что в распоряжении авиаконструктора был лишь старый ангар на окраине Ходынки, именуемый на бумаге «государственным заводом №51». На этом, фактически пустом, месте Поликарпов сумел создать полноценное конструкторское бюро, ставшее впоследствии опытным заводом им. П.О. Сухого.
Последний проект Поликарпова – истребитель И-185 – по сумме характеристик превосходил все серийные советские и иностранные поршневые самолеты тех лет. Его испытания показали, что И-185 был самым быстрым и энерговооруженным, скороподъемным и устойчивым, маневренным и вооруженным, высотным и высокотехнологичным, удобным в производстве и ремонте.
Однако в серию пошли совсем другие машины. Поликарпову же в продвижении его самолета активно противодействовали. В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А Поликарпову, в качестве утешения, дали за И-185 вторую Сталинскую премию. Несправедливость и переживания спровоцировали возникновение онкологического заболевания. Спустя всего год, 30 июля 1944 года, Николай Николаевич, который никогда не курил, не употреблял алкоголя и был очень спортивным человеком, умер от рака желудка. До самых последних дней он продолжал руководить КБ. Зная о скором конце, просил и после его ухода сохранить коллектив, дать конструкторам закончить начатые разработки.
Впоследствии ОКБ-51, которое возглавлял Поликарпов, было определено как база для ОКБ Сухого, которое располагается на ней до сих пор.
Источник: сайт КРЭТ
Комментарии читателей